Алла (ofeliyadd) wrote,
Алла
ofeliyadd

Category:

Théâtre de la cruauté

Когда в начале прошлого века произошел слом общества и коллективизм стал преобладать над индивидуализмом, то такой же слом произошел и в культуре. Начала появляться другая культура, которая была направлена на уничтожение самой формы. Сюрреализм нашел воплощение тогда  в литературе, поэзии, живописи, драматургии, кино. Как романы Пруста уничтожали саму форму рома, так и картины Малевича уничтожали саму форму живописи. Было модно превращать все в анти: антипоэзия, антимузыка, где уже антиживопись Малевича переходила в антидраму Мориса Метерлика, а театр  в антитеатр Антонена Арто.

Antonen_ArtoАрто был очень популярен в 60-е годы в Советском Союзе. Тогда появились стиляги, пытавшиеся внести в общество другие ценности. В общем "сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст" - так это тогда звучало.  Вот и Арто тогда в совке считали идеологом антигуманизма. На самом деле Арто был режиссером, актером, писателем, поэтом, философом и еще много кем. Арто изобрел свою театральную систему, которая стирала границы между жизнью и искусством и преодолевала реальные границы человеческих возможностей.

Человек постоянно что-то изображает, а показать нас такими, какими мы есть можно только изображением нашего же изображения, ну то есть - театром как таковым. Театральность существует в природе человека, превращая нас в собственных двойников. Театр театра. Театр Арто - это отрицание театра. Выход за его рамки. Это была новая эстетика драмы: мистерии, хроники, приемы ярмарочного театра, пародирование. Театр сам себя высмеивающий, неся наивысшую правду жизни и обличая ложь действительности. Он называл его  théâtre de la cruauté или "театр жестокости" (но не бытовой жестокости). Арто сам  воплощал в себе концепцию крюотического театра.

Если бы Арто жил сейчас, то как бы он в полной мере насладился нашим политическим театром, и тем как народ втянут во весь этот спектакль. Ибо это и есть подлинный театр жестокости. Отсутствие личности в центре чего-то коллективного и бессознательного -это и есть крюотический театр. Это то, что мы и наблюдаем в повседневной жизни. Мы - испорченные совком и бедностью так до сих пор и застряли в той эпохе, которой давно нет.

Свой театр Арто нашел в 1931 году на выставке в Париже. Это был идеальный для него театр, как он считал. Танцевальный театр с острова Бали. Это был массовый ритуальный танец в масках и костюмах с колокольчиками в состоянии экстаза, которое достигалось вдыханием запаха определенных горящих корней. Танец-спектакль со своим определенным сценарием. Сюжет держал ритм, доводящийся до экстаза, развивая действие некой сверхчеловеческой силы на уровне космической абстракции. Форма рождалась непосредственно на представлениях в результате полного подчинения сверхчеловеческим силам. Здесь было противопоставление народного театра и сакрального, основная тема которого - борьба добра и зла за человеческую душу.

Как бы сейчас Арто в нашем мифе реальности, в нашем социуме смог заполнить человека? Антонен считал, что человек существует впустую. Он не может реализоваться. Как бы он нашел ту форму коммуникабельности человека, которую все время искал,  доказывая своей теорией, что актер способен управлять своей душой, как спортсмен телом. Я постоянно примеряю его теорию театра жестокости на наш политический паноптикум, втянувший народ в свои пустые игры.

Жан Вилар писал: «Арто шёл прямо в ад. Он показал нам, он хотел убедить нас, что драматическое произведение, будь то драма или фарс, всегда — жестокость. Нашим школьным богам, от которых так трудно отречься, — ведь это Шекспир, Софокл, Мольер — он противопоставил страх, таинственность и смерть».

Мне видится, что мы сейчас тоже на пороге какого-то критического слома. Где старые ценности должны смениться новыми. Где обязательно должен появиться какой-то новатор, который должен вдохнуть что-то новое в нашу жизнь и культуру, в наш социальный театр от которого мы все уже порядком подустали. Хотя мне иногда не хватает того хорошего, что было в совковом коллективизме. Я имею в виду взаимовыручка и помощь друг другу, а все остальное утомило и опостылело. Но сам театр, каким бы он ни был, никогда не умрет.  А после съезда "Батькивщины" я поняла, что самое интересное еще впереди. Начиталась сегодня всяких глупостей, типа воплей Шария "Юля сломалась", вот и вспомнился Арто. Это правда, смешно слышать, что ее можно сломать. Женщину нельзя сломить. Ей только можно доказать, что она не права, но не убедить и не уж точно не сломить. Плохо вы Юлю знаете. Женщины значительно сложнее мужчин. Вы заберите у нее все и думайте, что вы ее сломили, но у нее останется одна вещь, которая ни за что не позволит ей сломаться- это чувство мести.

Как говорила Виктория Токарева: "Когда женщина мстит – здравый смысл умолкает. Самое правильное, что может сделать мужчина, - это уносить ноги, не раздумывая".  А уж если Юля сказала, что у нее есть план, то я предвкушаю этот спектакль. Думаю, что весь театральный бомонд в Аду, во главе с Арто, уже занял места в партере. Причем, все будет так красиво, как только может быть. Я даже знаю как.  Но предвкушение стоит дорогого. Все продумано так, что ей и делать ничего не надо. Янык уже сам все для этого сделал. Тысяча чертей и демонов, как же я жду развязки. Это будет еще тот бенефис. Лучшего зрелища Адъ еще не видел.

"После развода муж дал своей, теперь уже бывшей, жене только дeнь, чтобы выехать. Упаковав своё имущество, она решилa устроить себе прощальный обед с креветками, черной икрой, и бутылочкой шампанского.

Пообедав, она взяла несколько полусъеденных хвостиков от креветок, помакала их в икру и засунула в карнизы для занавесок. Mуж со своей новой подругой были просто счастливы в течение первых нескольких дней. Ho вскоре весь дом начал пахнуть чем-то нехорошим.

Они перепробовали всё, что можно было, потратили кучу денег чтобы избавиться от запаха, но ничего не работало. Они решили продать этот зловонный дом и переехать в другой.

Прошел месяц, но они так и не смогли найти покупателя. Им пришлось взять кругленькую сумму в банке, чтобы купить новый дом, так и не продав старый… Бывшая жена позвонила ему где-то через месяц узнать как дела. Он рассказал ей о проблемах с продажей дома, не особо вдаваясь в детали.

Она сказала, что скучает по своему старому дому ужасно и хотела бы выкупить его. Мужик быстренько согласился на цену, которая была десятой частью стоимости дома.

Hеделю спустя, довольный мужик стоял и ухмылялся, наблюдая за тем, как грузчики упаковывали его вещи, чтобы перевезти их в новый дом… Все, включая карнизы для занавесок…"




Tags: Арто, театр
Subscribe

  • Они и вправду все дебилы, Венди?

    Давала себе слово не троллить оппозицию, но нервы не выдерживают. Я получаю много всяких писем и сообщений примерно одного содержания. Вот одно из…

  • Между подлостью и непредсказуемостью

    Госсекретарю Энтони Блинкену пришлось объяснять Washington Post, почему Байден, назвав Путина убийцей, при этом он готов с ним сотрудничать.…

  • Гребаный цирк

    Эта неделя меня буквально выводила из себя тем, что один вопрос звучал со всех сторон, что замышляет Путин? Раша ТВ кипели ненавистью, Жирик…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 67 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Они и вправду все дебилы, Венди?

    Давала себе слово не троллить оппозицию, но нервы не выдерживают. Я получаю много всяких писем и сообщений примерно одного содержания. Вот одно из…

  • Между подлостью и непредсказуемостью

    Госсекретарю Энтони Блинкену пришлось объяснять Washington Post, почему Байден, назвав Путина убийцей, при этом он готов с ним сотрудничать.…

  • Гребаный цирк

    Эта неделя меня буквально выводила из себя тем, что один вопрос звучал со всех сторон, что замышляет Путин? Раша ТВ кипели ненавистью, Жирик…